mortulo (mortulo) wrote,
mortulo
mortulo

Categories:

Обучение. Качество или скорость?

Где бы я ни сталкивался с обучением людей, будь то я мучал людей, пытаясь запихать в них знания, будь то люди сами мучались, пытаясь что-то запихать в мою упрямую голову, везде стили обучения тяготели к одному из подходов, которые я условно для себя называю "классический" и "принципиальный". Некоторые, послушав мои бредни, утверждают, что второй подход "интуитивный", и вообще "достигаторы" рулят, но я все-таки в данном вопросе не стал бы путать теплое с мягким.

Первый подход – это с чем мы сталкиваемся в школе, институте, и вообще в жизни. Хочешь научится играть на музыкальном инструменте? Вот тебе инструмент, щас мы тебе покажем как играть гаммы, и ты будешь играть их года два. Нет. Два года мало – будешь играть их три года. Ты что?!! Какие песни – учится, учится и учится.

Во втором подходе тебя от старшего брата досталась гитара, пацаны во дворе показали тебе пару-тройку аккордов и ты уже во всю через месяц бренчишь на гитаре во дворе, во все горло оря песни, на зависть всем окрестным котам. Все девчонки твои – а зачем еще нужно учиться играть на гитаре?

Преимущество второго подхода – скорость обучения и ориентация на результат. Естественно – а что нам еще надо? Только вот проблема в том, что мастером, исповедуя другой подход – не стать. Рано или поздно, когда все девчонки района станут твоими, ты задумаешься о славе не только в районе, а о масштабах города, или… Ну мы ж на мелочи не размениваемся? Правильно – мировой сообщество должно вздрогнуть от наших песен. И тут то выясняется, что у нас барьер, через который нам не перескочить. Мы не играли гаммы, у нас не поставлена рука. И ты, скрепя сердце, забываешь, как клево ты умеешь орать песни, и сидишь, уже сам, начинаешь играть те же самые гаммы. И над тобой висит уже не грозный педагог музыкальной школы, а еще более страшный зверь – ты сам – со всеми своими амбициями, желаниями, надеждами.

Так может все таки первый подход лучше? Когда ты играешь гаммы по 3 года? Возможно… Но как это скучно! И этот подход направлен на подготовку мастеров – перелопачивается груда руды, целью которой извлечь самородки, которые преодолеют эти 3 года, и у них будет поставлена рука, и вообще они уже сделают и обставят своих коллег, что орут песни во дворе. Обставят ли? Их поджидает другой враг – они за деревьями могут не увидеть леса. Гаммы, упражнения, техника… А где музыка? Где импровизация, где свобода? Как прорваться через формализм техники? Как соединить все в едино? Как за шагами танца увидеть сам танец? Не так то просто это сделать, иногда как раз талант гибнет на этом, на невозможности собрать все в едино и сделать шаг на ступень выше.

Кто-то из наших великих художников, как-то объяснял, почему у нас так мало талантов. Каждый талант – прежде всего самородок, со своим стилем, со своим видением. Но его не увидят – у него нет школы. Его отправляют учится, ему ставят школу и… Самородок исчезает. В нему умирает его видение мира, и он видит мир, через хорошие, правильные шаблоны, что ему поставили в школе. Хорошие, но шаблоны.

В этом отношении мне очень нравиться подход в федерации вин-чунь EBMAS. Какая к черту техника? Какие правильные движения? Принципы рулят! Давление, скорость, вход, прилипание!!! Работаем, негры, солнце еще высоко!!! И все пыхтят, рубятся, давят, прессуют друг друга. Главное что? Выжить в бою – так и выживаем, к чертовой матери!!! Проходит годик, и людям говорят – "А теперь, когда мы выиграли 80% драк, мы будем решать проблему остальных 20%. Т.е. ставить технику". И все остальные 3, 5, 7 лет… Да какой тем лет – всю оставшуюся жизнь, люди шлифуют технику. Но основные принципы из них уже не выбить – они умеют драться. Просто драться. Проблема в том, что большинству после 3-х лет лень учится драться красиво. Да и зачем? Главное результат.

В классических школах вин-чунь другое – там играем гаммы. Ставим технику, шаги, а принципы… Принципы ты поймешь потом. И возникает у них та же проблема, собрать все в одно целое – "а что делать, если противник сделал вот так?". В EMBAS такой вопрос не возникает – не знаешь что делать? Мочи его серией в голову.

Как первые потом сталкиваются с необходимостью шлифовать технику, так вторые не видят за деревьями техники леса. Говорить о преимуществах того или иного подхода я бы не стал. Классический подход ориентирован на подготовку мастеров. Только вот хотят ли все быть мастерами? Большинство все-таки хочет научиться играть, а не блистать на международных конкурсах. И у большинства просто не хватает терпения продраться через весь период классического обучения. А вот во втором подходе другая проблема – массовая подготовка, и барьер, полная смена подготовки, возврат на первый уровень, по прошествии некоторого времени, если ты решил стать мастером.

Каюсь. Сам тяготею ко второму подходу. За 20% времени достигается 80% результата. И как лень дожимать оставшиеся 20%. Спускаться обратно на первый уровень, и чистить, чистить, чистить базовую технику. Ставить руку, играть гаммы, отрабатывать базовые шаги. Но зато у тебя есть свобода – к которой ты можешь вернуться в любой момент. Когда тебе надоест играть гаммы… И радостью понять, что у свободы есть и другие грани и плоскости, которых ты до этого не замечал.

Но это всего лишь личные предпочтения, и, честное слово, иногда я ловлю себя на зависти к людям, которые проходят классическую школу. Ровно до тех пор, пока не замечаю, что они мучительно бьются о проблему собрать все вместе, и точно также с завистью смотрят на твой пофигизм и свободу.
Tags: философия
Subscribe

  • Старость начинается в мозгах. Внезапно.

    "Пугает не то, что ты дедушка, а то, что живешь с бабушкой". Меня начинает пугать, когда я всё чаще начинаю слышать от своих же ровесников брюзжание…

  • Борьба бобра с козлом

    Меня, наверно, как и всех, периодически пытаются вовлечь в обсуждение каких-то ужасных коррупционных вещей, которые нанесли удар по каким-то общим…

  • Проблема муравьев

    Хорошо быть скептиком. Не, хорошо быть НАУЧНЫМ скептиком. Ну знаете, все эти методы двойной слепой проверки, проверки на верифицируемость и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 72 comments

  • Старость начинается в мозгах. Внезапно.

    "Пугает не то, что ты дедушка, а то, что живешь с бабушкой". Меня начинает пугать, когда я всё чаще начинаю слышать от своих же ровесников брюзжание…

  • Борьба бобра с козлом

    Меня, наверно, как и всех, периодически пытаются вовлечь в обсуждение каких-то ужасных коррупционных вещей, которые нанесли удар по каким-то общим…

  • Проблема муравьев

    Хорошо быть скептиком. Не, хорошо быть НАУЧНЫМ скептиком. Ну знаете, все эти методы двойной слепой проверки, проверки на верифицируемость и…